Австрийская клиника микронутриентной терапии
Москва, Береговой проезд, д.5 корпус 2 | ПН-ВС 9:00-21:00
Витамины К и D при COVID-19
7 минут
В данный момент установлено, что заражение вирусом SARS-CoV-2 может вызывать неоднократно отмеченный «цитокиновый шторм». Витамин К, благодаря своему противовоспалительному действию, все чаще упоминается в научных работах. Дефицит витамина К на ранней стадии заболевания, вызванного SARS-CoV-2, может приводить к запуску «воспалительного шторма», поскольку повышает уровень провоспалительных цитокинов, таких как интерлейкин-6. Исследование, результаты которого опубликованы летом 2020 года, показало, что у пациентов с COVID-19 часто наблюдается дефицит витамина К, причем мужчины подвержены этому сильнее женщин. Кроме того, дефицит витамина К у мужчин ассоциировался с более высокими уровнями интерлейкина-6.[1]

Помимо известной респираторной симптоматики, COVID-19 часто проявляется тромбозом. Нидерландские исследователи пошли дальше и в своем исследовании называют витамин К «недостающим звеном». Витамин К необходим для активации в печени факторов, тормозящих либо стимулирующих свертывание крови. С одной стороны, витамин К активирует так называемый матричный Gla-белок (MGP) в легких, известный тем, что препятствует кальцификации и защищает от образования эластичных волокон. С другой – он активирует протеин S в венах, играющий ключевую роль в профилактике местного тромбоза. Дефицит витамина К при COVID-19 ослабляет важную функцию протеина S, что объясняет повышенную опасность тромбоза.[2, 3]
Использование синергетического эффекта витаминов К и D
Результаты последних исследований показали, что витамин D влияет не только на вероятность заражения, но и на тяжесть течения заболевания, вызванного SARS-CoV-2. Аналогичную картину показало исследование, проведенное среди стационарных пациентов, в котором низкий уровень витамина D (<20 нг/мл) коррелировал и с течением болезни, и с уровнем смертности от инфекции SARS-CoV-2.[4]

В контексте снижения рисков для здоровья в долгосрочной перспективе на передний план в исследованиях выходят не только иммуномодулирующие свойства витамина D, но также и его синергия c другими микроэлементами, например, магнием или витамином К2.[5]. Так как витамин K2 активирует белки, образованные с участием витамина D, при повышении уровня витамина D может образоваться дефицит витамина К2 – организм тратит больше витамина К для активации белков, таким образом истощая внутренний запас витамина К2. Исходя из этого прием комбинированных микронутриентов можно считать более чем разумной мерой.[6]
Образование витамина D в коже сильно зависит от интенсивности UVB-лучей и от угла их падения. Проводилось исследование взаимосвязи отдельных факторов, в том числе влияния географической широты, на уровень смертности от COVID-19 (Rhodes et al.). Авторы пришли к заключению, что уровень смертности от COVID-19 тем выше, чем севернее широта[7]. В связи с тем фактом, что в северных широтах в зимние месяцы выработка витамина D недостаточна, следует обратить внимание на его дополнительный прием.
Научные исследования подчеркивают большой потенциал микроэлементов в борьбе с новой коронавирусной инфекцией.
Источники
[1] Anastasi, E. et al. 2020. Vitamin K deficiency and covid-19. Scand J Clin Lab Invest. 80(7):525–7.
[2] Janssen, R. et al. 2020. Vitamin K metabolism as the potential missing link between lung damage and thromboembolism in Coronavirus disease 2019. Br J Nutr. doi: 10.1017/S0007114520003979.
[3] Dofferhoff, A. S. M. et al. 2020. Reduced vitamin K status as a potentially modifiable risk factor of severe COVID-19. Clin Infect Dis. doi: 10.1093/cid/ciaa1258.
[4] De Smett, D. et al. 2020. Serum 25(OH)D Level on Hospital Admission Associated With COVID-19 Stage and Mortality. Am J Clin Pathol. doi: 10.1093/ajcp/aqaa252.
[5] Goddek, S. 2020. Vitamin D3 and K2 and their potential contribution to reducing the COVID-19 mortality rate. Int J Infect Dis. 99:286–90.
[6] Masterjohn, C. 2007. Vitamin D toxicity redefined: vitamin K and the molecular mechanism. Med Hypotheses. 68(5):1026–34.
[7] Rhodes, J. et al. 2020. COVID-19 mortality increases with northerly latitude after adjustment for age suggesting a link with ultraviolet and vitamin D. BMJ Nutr Prev Health. 3(1):118–20
Узнайте больше о роли витамина К при заболевании COVID-19, поскольку наряду с витамином D он становится перспективным продуктом в этой ситуации.
Кратко и полезно про статью:
Витамин К как изменяемый фактор риска заражения SARS-CoV-2
12 минут
7 минут
Питание в спорте: между правдой и вымыслом
Тем, кто интересуется темой спорта и питания, легко потеряться в джунглях незнания и разобраться в огромном потоке информации. Мы поможем вам в этом и отделим реальные факты от вымысла.
12 минут
Топ-10: суперфуды
Люди во всем мире всегда исследовали и изучали среду своего обитания, чтобы иметь возможность использовать травы, ягоды и грибы в своих целях. В нашем обзоре – 10 суперфудов, полезных для здоровья и самочувствия.